Главная Рубрики журнала Авторский указатель Предметный указатель Справочник организаций Указатель статей
 
Арктика: экология и экономика
ISSN 2223-4594 | ISSN 2949-110X
Расширенный
поиск
RuEn
О ЖУРНАЛЕ|РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ И РЕДКОЛЛЕГИЯ|ИНФО|ВЫПУСКИ ЖУРНАЛА|АВТОРАМ|ПОДПИСКА|КОНТАКТЫ
Главная » Новости » Транспортная инфраструктура Севера – путь к развитию экономики России и всего мира

НОВОСТИ

14.03.2017

Транспортная инфраструктура Севера – путь к развитию экономики России и всего мира

 

Транспортная инфраструктура Севера – путь к развитию экономики России и всего мира.

 

Международный форум «Арктика – территория диалога» — место обсуждения важнейших вопросов, волнующих не только арктические государства. Для международной экономики в целом крайне важен морской транзитный путь в направлении «Восток—Запад». Именно поэтому транспортная инфраструктура российской Арктики находится в фокусе внимания экономистов всего мира. О том, что уже сделано и что еще предстоит сделать в этом направлении, рассказал Юрий Сычев, ответственный секретарь научно-экспертного совета Государственной комиссии по развитию Арктики, директор федерального государственного бюджетного учреждения «Государственный океанографический институт имени Н.Н. Зубова».

Важность транспортной системы в Арктике неоспорима. С точки зрения международной составляющей, транспортная система Арктики интересна, прежде всего, как транзитный путь. Минувший 2016 год был самым теплым за всю историю наблюдений на Земле. При этом ледовый покров был исключительно мал. Поскольку процесс потепления и уменьшение площади ледового покрова в Арктике наблюдается на Земле в течение последних 20 лет, то можно говорить о предстоящей интенсификации использования Севморпути, в частности, его использования как пути из Европы, и, прежде всего, Северной Европы в Юго-Восточную Азию. Выигрыш по срокам перевозки уже сейчас составляет порядка 10 дней.

Когда территория российских морей большую часть времени была подо льдом, перевозки были экономически невыгодны. Сейчас в связи с таянием льда это становится выгодным, и все основные перевозчики пристально следят за этим процессом, чтобы вовремя подключиться и создать некую альтернативу Суэцкому каналу. Конечно, в полном объеме конкурировать с Суэцким каналом не получится, но несколько десятков миллионов тонн можно осилить, тем самым удешевив перевозки.

Предполагается, что развивающаяся транспортная система будет включать в себя как минимум один хаб – в Петропавловске-Камчатском. Если рассматривать путь из Юго-Восточной Азии в Северную Европу, то выглядеть это будет примерно так: до Петропавловска-Камчатского грузы будут доставляться обычными судами, затем там концентрироваться, особенно контейнеры. После этого товар будет перегружаться на суда ледового класса, которые значительно дороже в эксплуатации и которые нет смысла фрахтовать вне Арктики, и довольно быстро доставляться в пункт назначения через арктическую зону.

Основной транзит – это товары, главным образом, контейнеры, также сжиженный газ, вероятны и перевозки продуктов нефтепереработки. Навалочные грузы в гораздо меньшей степени. Кроме того, актуально перевозить рыбу и все, для чего срок перевозки представляется критичным параметром. Уверен, что участники Международного форума «Арктика – территория диалога» найдут, что рассказать об актуальности транзитных перевозок в российской Арктике. Ожидается, что участие в дискуссии примут также и судостроители: суда арктического класса в Европе строятся в основном в Финляндии, а в Юго-Восточной Азии – это Корея, Сингапур и Китай. Это суда усиленного ледового класса – Arc-5—Arc-7.

Вторая часть перевозок в Арктической зоне – это внутрироссийские перевозки, представляющие собой целый комплекс перевозочных систем – морской, авиационной и железнодорожной. Железнодорожная составляющая предполагает, что в ближайшее время будут введены новые магистрали – Северный широтный ход, Белкомур и другие. Белкомур, например, позволяет ежегодно перевозить 150 миллионов тонн пермских калийных удобрений и поставлять их на международные рынки.

Говоря о внутрироссийских перевозках, необходимо упомянуть малую авиацию. Малая авиация сегодня совершенно необходима для обслуживания удаленных поселков, но это вопрос сложный, и пока не до конца понятно, как он будет решаться в дальнейшем.

Развитию транспортной инфраструктуры Арктики будет способствовать перевозка сырья, добытого непосредственно в Арктике. Таяние ледового покрова открывает новые возможности – можно уже добывать полезные ископаемые на арктическом шельфе. Это потребует серьезной подготовки и больших капиталовложений. Нужны суда, технологически совершенного иного уровня, нужно будет построить новый порт, который сможет обеспечить такую морскую деятельность и ледовую защиту.

В ближайшее время заработает предприятие Ямал СПГ, которое обеспечит дополнительные 16 млн. тонн грузопотока по Севморпути, дальше Новопортовское месторождение добавит еще 8 млн. тонн, и другие – месторождение в районе Печоры, Ямал СПГ-2 и т.д. Большое количество углеводородов будет перевозиться по Севморпути. Это создаст необходимый грузопоток.

Наши внутренние перевозки тоже станут развиваться, и это в интересах регионов, в интересах развития экономики страны в целом, в том числе и в наших военных интересах.

Все это вместе создает предпосылки для развития Арктической зоны России. Это и есть та стратегическая задача, которую нам предстоит решить в ближайшие годы. 

 

Предоставлено Пресс-службой Международного Арктического форума

 

Подробную информацию о мероприятиях Форума можно получить на официальном сайте http://forumarctica.ru

Журнал «Арктика: экология и экономика» является информационным партнером Форума.


© 2011-2024 Арктика: экология и экономика
DOI 10.25283/2223-4594